Детский сад № 94 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Опытно-экспериментальная работа

 

   

Страничка подготовлена

 педагогом-психологом ГБДОУ д/с №94

Каменским Борисом Вадимовичем

 

 

Каменская В.Г., Каменский Б.В.

Диагностика и консультирование в ГДБОУ как средство подготовки дошкольника к обучению в школе

          Хорошо известна социализирующая роль семьи в дошкольном периоде развития ребенка. Однако современная семья переживает во всех странах системный кризис, который захватывает все сферы ее функционирования, в том числе обучающую и образовательную. Далеко не во всех российских семьях родители могут и хотят тратить свое время на подготовку своего ребенка к обучению в школе. Обеспеченные родители перекладываю эту обязанность на дополнительное образование при школах, в системе которого имеется эта услуга. Мало обеспеченные семьи, которые не могут себе этого позволить, надеются на педагогические коллективы детских садов, которые, как правило, большинство дошкольников в крупных городах посещают.

     Вместе с тем,  ФГОС дошкольного образования не предполагает обязательного процесса подготовки дошкольников к освоению учебной деятельности. Кроме этого, многие ГБДОУ в своем штате имеют минимальное число педагогических ставок, что ограничивает возможности педагогического коллектива заниматься в группах развивающей работой со всеми детьми, целью которой была бы полноценное развитие интеллектуальных и эмоционально-волевых качеств ребенка, необходимых для перехода от ведущей игровой деятельности к более сложной – учебной.

           Во многих крупных городах в госбюджете заложены определенные средства на разработку проекта и его выполнение в режиме опытно-экспериментальной работы (ОЭР). Темы ОЭР формулируются научным руководителем, который, как правило, является преподавателем системы высшего профессионального образования и согласуется с педагогическим коллективом ГДБОУ, на базе которого реализуется программа ОЭР. В этом случае часто в программу ОЭР закладываются элементы проблемы подготовки дошкольника к обучению в школе. Бюджет ОЭР позволяет включить в штат детского сада ставку психолога, который посвящает свою деятельность выполнению программы ОЭР. Стоит подчеркнуть, что успешное выполнение любой образовательной  программы в дошкольном учреждении, в том числе ОЭР, не возможно без тесного взаимодействия психолога и родителей детей, которые принимают участие в реализации образовательной программы.

        После  выполнения психодиагностического обследования детей подготовительной группы с целью определения степени развития общего невербального и вербально-речевого интеллекта психолог знакомит родителей с результатами диагностики интеллектуального развития их детей и с методами управления эффективности выполнения интеллектуальных задач. Психодиагностика выполняется как с использованием стандартных методов (тест Дж. Равена, имеющий показатели возрастных нормативов) для оценки развития общего интеллекта, так и разработанных и апробированных на кафедре психологии и психофизиологии  ребенка РГПУ им. А.И. Герцена (Каменская В.Г. 2011, Каменская В.Г. и др. 2011) методов оценки качества ассоциативного процесса, определяющего эффективность речевого мышления. Этот подход включает три серии вербального ассоциирования  с тремя разными по составу стимульными формами. Ребенок в ответ на слово-стимул должен ответить ассоциацией аналогичной по форме слово-стимулу, но являющейся антонимом по отношению к стимулу. Первая серия выполняется дошкольником на основе собственной мотивацией и без оценок со стороны психолога. Вторая, названная положительной, имеет положительное подкрепление в виде награды (конфеты) за каждые пять правильных ответов. Третья – отрицательная, выполняется последней и имеет негативную оценку в виде штрафа за одну ошибку в пяти ассоциациях.  У дошкольника психолог отбирает, проводящий эксперимент, конфеты за неправильные речевые реакции.       

         Эта модель обладает высокой педагогической ценностью, так как в ходе выполнения трех серий определяются эмоционально-оценочные условия, в которых речевое ассоциирование характеризуется максимальной эффективностью. Для родителей эта информация обладает высокой прогностической ценностью, так как позволяет предсказать реакцию ребенка в начальной школе на хорошие и плохие оценки, похвалу или порицание со стороны учителя. Наконец, эта модель позволяет оценить степень обучаемости дошкольника в ходе интеллектуально-коммуникативного взаимодействия. Дети, которые существенно увеличивают процент правильных реакций во второй и третьей сериях обладают хорошей способностью к тренировкам интеллектуальных функций.

      В статье приведены материалы выполнения старшими дошкольниками трех интеллектуальных задач подготовительных групп ГБДОУ №94 Санкт-Петербурга и результаты психологического консультирования родителей этих дошкольников.   

      Психодиагностическое обследование 22 детей старшего дошкольного возраста показало, что эта группа детей ГБДОУ №94 имеет нормальное интеллектуальное развитие, если его оценивать по тесту Дж.Равена, и хорошее речевое развитие. В таблице №1 приведены средние по группе показатели выполнения тестов.

Табл.1. Усредненные данные выполнения интеллектуальных тестов старшими дошкольниками

Тесты

Дж.Равен

АЭ фоновый

АЭ положит.

АЭ отрицат.

Проценты

69

97

101

106

Станд.отк.

10

21

16

19

           

      Как следует из материалов табл.1 развитие общего невербального интеллекта у детей этого детского сада находится на среднем нормативном уровне. При этом речевое развитие, судя по показателям выполнения ассоциативного эксперимента (АЭ) у дошкольников существенно превышает возрастные нормативы, которые по нашим данным укладываются в диапазон 74-79%. Связано это с проводимой в ГБДОУ №94 работой по развитию речи и речевого мышления в рамках программы подготовки детей к обучению в школе.  Заметна тенденция возрастания эффективности выполнения АЭ от начала к концу эксперимента.

      Несмотря на эти общие тенденции, дошкольники по-разному справились с задачами, поэтому имеет смысл рассмотреть дифференциальные подгрупповые характеристики, что и являлось содержанием консультационной работы с родителями.

      

      Рис. 1. Гистограммы распределения детей по уровням развития общего и невербального интеллекта.

        На рис. 2 представлено аналогичное распределение детей по результатам выполнения фонового АЭ без эмоционально-оценочного вмешательства психолога.

 

Рис.2. Гистограммы распределения детей по уровням развития вербального интеллекта.

      Гистограмма демонстрирует преобладание детей с относительно средним уровнем развития вербального интеллекта (на данной группе детей).

       Наибольший интерес для родителей представляет материал дифференцированного процента выполнения вербального ассоциирования в разных эмоционально-оценочных условиях. Этот материал на консультациях является предметом обсуждения способов педагогического воздействия на конкретного ребенка.

       Оказалось, что наибольшее число детей имеют максимальную вербальную успешность в третьей серии с отрицательным подкреплением, то есть в ситуации наказания за ошибки. Минимальное число дошкольников эффективнее всего выполняют тест на фоне собственной мотивации, то есть в безоценочной ситуации. Особенности распределения дошкольников по сериям ассоциативного эксперимента приведены на рис. 3.

       Материал этого рисунка свидетельствует о том, что многие дети, действительно, обучаются генерировать правильные ассоциативные реакции по ходу выполнения теста. Это наиболее благоприятный вариант работы с ребенком, родителям при этом сообщают, что перехваливание дошкольников с такими особенностями может привести к отрицательным последствиям, так как похвала способна внести хаос в систему регуляции когнитивных функций.

Рис.3. Число детей с максимальной успешностью в разных сериях ассоциативного эксперимента     

       Содержанием консультирования родителей после этого диагностического обследование явилось анализ успешности выполнения интеллектуальных тестовых заданий, описание условий наиболее эффективной вербально-речевой деятельности. К примеру, родителям той группы старших дошкольников, которые показали максимальную вербальную эффективность в первой (фоновой), не предполагающей оценку выполнения задания, сообщалось о невысокой эффективности поощрения и вреде наказания в ситуации учебной деятельности. Родители второй группы детей, которые проявили максимальную успешность в случае поощрения успешности вербально-речевой деятельности, советовали быть как можно осторожнее с использованием наказания за плохие оценки в школе, чаще хвалить своих детей за успешную учебную деятельность. Дети третьей группы, которые были максимально успешны в последней третьей серии и проявляли способность к обучению, были охарактеризованы родителям как стрессоустойчивые и самостоятельные, не требующие особого контроля со стороны родителей.

       Стоит отметить, что подобная информация для родителей чаще всего позитивно ими воспринималась, вызывала интерес и часто совпадала с родительскими наблюдениями. Это свидетельствует об адекватности методов оценки интеллектуальной готовности старших дошкольников  к учебной деятельности, а также об актуальности данной работы с детьми в процессе их подготовки к школе.        

                                   Использованная литература:

1.     Каменская В.Г., Драганова О.А., Томанов Л.В. Психодиагностика ребенка. Учебник. Гриф.УМО, М.: Форум. 2011. С.397

2.     Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. Учебное пособие. Гриф УМО. М.: Форум. 2011. С. 198

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»