Страничка подготовлена
педагогом-психологом ГБДОУ д/с №94
Каменским Борисом Вадимовичем
Каменская В.Г., Каменский Б.В.
Диагностика и консультирование в ГДБОУ как средство подготовки дошкольника к обучению в школе
Хорошо известна социализирующая роль семьи в дошкольном периоде развития ребенка. Однако современная семья переживает во всех странах системный кризис, который захватывает все сферы ее функционирования, в том числе обучающую и образовательную. Далеко не во всех российских семьях родители могут и хотят тратить свое время на подготовку своего ребенка к обучению в школе. Обеспеченные родители перекладываю эту обязанность на дополнительное образование при школах, в системе которого имеется эта услуга. Мало обеспеченные семьи, которые не могут себе этого позволить, надеются на педагогические коллективы детских садов, которые, как правило, большинство дошкольников в крупных городах посещают.
Вместе с тем, ФГОС дошкольного образования не предполагает обязательного процесса подготовки дошкольников к освоению учебной деятельности. Кроме этого, многие ГБДОУ в своем штате имеют минимальное число педагогических ставок, что ограничивает возможности педагогического коллектива заниматься в группах развивающей работой со всеми детьми, целью которой была бы полноценное развитие интеллектуальных и эмоционально-волевых качеств ребенка, необходимых для перехода от ведущей игровой деятельности к более сложной – учебной.
Во многих крупных городах в госбюджете заложены определенные средства на разработку проекта и его выполнение в режиме опытно-экспериментальной работы (ОЭР). Темы ОЭР формулируются научным руководителем, который, как правило, является преподавателем системы высшего профессионального образования и согласуется с педагогическим коллективом ГДБОУ, на базе которого реализуется программа ОЭР. В этом случае часто в программу ОЭР закладываются элементы проблемы подготовки дошкольника к обучению в школе. Бюджет ОЭР позволяет включить в штат детского сада ставку психолога, который посвящает свою деятельность выполнению программы ОЭР. Стоит подчеркнуть, что успешное выполнение любой образовательной программы в дошкольном учреждении, в том числе ОЭР, не возможно без тесного взаимодействия психолога и родителей детей, которые принимают участие в реализации образовательной программы.
После выполнения психодиагностического обследования детей подготовительной группы с целью определения степени развития общего невербального и вербально-речевого интеллекта психолог знакомит родителей с результатами диагностики интеллектуального развития их детей и с методами управления эффективности выполнения интеллектуальных задач. Психодиагностика выполняется как с использованием стандартных методов (тест Дж. Равена, имеющий показатели возрастных нормативов) для оценки развития общего интеллекта, так и разработанных и апробированных на кафедре психологии и психофизиологии ребенка РГПУ им. А.И. Герцена (Каменская В.Г. 2011, Каменская В.Г. и др. 2011) методов оценки качества ассоциативного процесса, определяющего эффективность речевого мышления. Этот подход включает три серии вербального ассоциирования с тремя разными по составу стимульными формами. Ребенок в ответ на слово-стимул должен ответить ассоциацией аналогичной по форме слово-стимулу, но являющейся антонимом по отношению к стимулу. Первая серия выполняется дошкольником на основе собственной мотивацией и без оценок со стороны психолога. Вторая, названная положительной, имеет положительное подкрепление в виде награды (конфеты) за каждые пять правильных ответов. Третья – отрицательная, выполняется последней и имеет негативную оценку в виде штрафа за одну ошибку в пяти ассоциациях. У дошкольника психолог отбирает, проводящий эксперимент, конфеты за неправильные речевые реакции.
Эта модель обладает высокой педагогической ценностью, так как в ходе выполнения трех серий определяются эмоционально-оценочные условия, в которых речевое ассоциирование характеризуется максимальной эффективностью. Для родителей эта информация обладает высокой прогностической ценностью, так как позволяет предсказать реакцию ребенка в начальной школе на хорошие и плохие оценки, похвалу или порицание со стороны учителя. Наконец, эта модель позволяет оценить степень обучаемости дошкольника в ходе интеллектуально-коммуникативного взаимодействия. Дети, которые существенно увеличивают процент правильных реакций во второй и третьей сериях обладают хорошей способностью к тренировкам интеллектуальных функций.
В статье приведены материалы выполнения старшими дошкольниками трех интеллектуальных задач подготовительных групп ГБДОУ №94 Санкт-Петербурга и результаты психологического консультирования родителей этих дошкольников.
Психодиагностическое обследование 22 детей старшего дошкольного возраста показало, что эта группа детей ГБДОУ №94 имеет нормальное интеллектуальное развитие, если его оценивать по тесту Дж.Равена, и хорошее речевое развитие. В таблице №1 приведены средние по группе показатели выполнения тестов.
Табл.1. Усредненные данные выполнения интеллектуальных тестов старшими дошкольниками
Тесты |
Дж.Равен |
АЭ фоновый |
АЭ положит. |
АЭ отрицат. |
Проценты |
69 |
97 |
101 |
106 |
Станд.отк. |
10 |
21 |
16 |
19 |
Как следует из материалов табл.1 развитие общего невербального интеллекта у детей этого детского сада находится на среднем нормативном уровне. При этом речевое развитие, судя по показателям выполнения ассоциативного эксперимента (АЭ) у дошкольников существенно превышает возрастные нормативы, которые по нашим данным укладываются в диапазон 74-79%. Связано это с проводимой в ГБДОУ №94 работой по развитию речи и речевого мышления в рамках программы подготовки детей к обучению в школе. Заметна тенденция возрастания эффективности выполнения АЭ от начала к концу эксперимента.
Несмотря на эти общие тенденции, дошкольники по-разному справились с задачами, поэтому имеет смысл рассмотреть дифференциальные подгрупповые характеристики, что и являлось содержанием консультационной работы с родителями.

Рис. 1. Гистограммы распределения детей по уровням развития общего и невербального интеллекта.
На рис. 2 представлено аналогичное распределение детей по результатам выполнения фонового АЭ без эмоционально-оценочного вмешательства психолога.

Рис.2. Гистограммы распределения детей по уровням развития вербального интеллекта.
Гистограмма демонстрирует преобладание детей с относительно средним уровнем развития вербального интеллекта (на данной группе детей).
Наибольший интерес для родителей представляет материал дифференцированного процента выполнения вербального ассоциирования в разных эмоционально-оценочных условиях. Этот материал на консультациях является предметом обсуждения способов педагогического воздействия на конкретного ребенка.
Оказалось, что наибольшее число детей имеют максимальную вербальную успешность в третьей серии с отрицательным подкреплением, то есть в ситуации наказания за ошибки. Минимальное число дошкольников эффективнее всего выполняют тест на фоне собственной мотивации, то есть в безоценочной ситуации. Особенности распределения дошкольников по сериям ассоциативного эксперимента приведены на рис. 3.
Материал этого рисунка свидетельствует о том, что многие дети, действительно, обучаются генерировать правильные ассоциативные реакции по ходу выполнения теста. Это наиболее благоприятный вариант работы с ребенком, родителям при этом сообщают, что перехваливание дошкольников с такими особенностями может привести к отрицательным последствиям, так как похвала способна внести хаос в систему регуляции когнитивных функций.

Рис.3. Число детей с максимальной успешностью в разных сериях ассоциативного эксперимента
Содержанием консультирования родителей после этого диагностического обследование явилось анализ успешности выполнения интеллектуальных тестовых заданий, описание условий наиболее эффективной вербально-речевой деятельности. К примеру, родителям той группы старших дошкольников, которые показали максимальную вербальную эффективность в первой (фоновой), не предполагающей оценку выполнения задания, сообщалось о невысокой эффективности поощрения и вреде наказания в ситуации учебной деятельности. Родители второй группы детей, которые проявили максимальную успешность в случае поощрения успешности вербально-речевой деятельности, советовали быть как можно осторожнее с использованием наказания за плохие оценки в школе, чаще хвалить своих детей за успешную учебную деятельность. Дети третьей группы, которые были максимально успешны в последней третьей серии и проявляли способность к обучению, были охарактеризованы родителям как стрессоустойчивые и самостоятельные, не требующие особого контроля со стороны родителей.
Стоит отметить, что подобная информация для родителей чаще всего позитивно ими воспринималась, вызывала интерес и часто совпадала с родительскими наблюдениями. Это свидетельствует об адекватности методов оценки интеллектуальной готовности старших дошкольников к учебной деятельности, а также об актуальности данной работы с детьми в процессе их подготовки к школе.
Использованная литература:
1. Каменская В.Г., Драганова О.А., Томанов Л.В. Психодиагностика ребенка. Учебник. Гриф.УМО, М.: Форум. 2011. С.397
2. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. Учебное пособие. Гриф УМО. М.: Форум. 2011. С. 198