| ||||||
|
| |||||
Психолого-педагогическое сопровождение физического развития и укрепления здоровья «Формирование адаптационного ресурса и произвольности поведения у детей старшего дошкольного возраста».
В старшем дошкольном возрасте появляется необходимость адаптации к новому для детей виду деятельности – учебной деятельности. И от того, как пройдет формирование адаптации, зависит дальнейшее развитие ребенка. За счет успешности или не успешности этого процесса происходит сохранение или утрата здоровья и разная успешность освоение школьных программ. Адаптация к новым и относительно жестким условиям, связанные с более интенсивными программами обучения в начальной школы, является крайне сложной задачей для ребенка. Если в старшем дошкольном возрасте, то есть в сенситивный период формирования интеллектуальной системы, не создавать условия для успешного преодоления импульсивности поведения и слабой произвольности высших психических функций, то становление произвольности управления мышлением и поведением в начальной школе не будет успешно решено без существенных затрат адаптационного ресурса и здоровья. Отсюда очевидно, что в дошкольном возрасте необходимо формирование адаптационного ресурса разнообразными средствами в том числе за счет адекватных физических нагрузок, в ходе выполнения которых у ребенка появляется возможность и необходимость произвольного управления своим поведением. В наши дни этот вопрос становится особенно актуальным в связи с растущими требованиями к детям, которые поступают в первый класс, где они сталкиваются напрямую с большими нагрузками, непосильными для неподготовленного к школе ребенка. Существующая по этим проблемам литература дает основания для следующих характеристик адаптационного ресурса старших дошкольников, роли мотиваций в обеспечении произвольной физической активности: 1) Особенности адаптации организма детей старшего дошкольного возраста к физическим нагрузкам в условиях мотивированной и немотивированной деятельности указывают на ведущую роль мотивации при мобилизации функциональных резервов организма. 2) Полнота реализации функциональных резервов организма зависит от пола, физического состояния, типологических особенностей нервной системы и от интенсивности двигательной деятельности. 3) У детей старшего дошкольного возраста мотивация физической деятельности приводит к формированию более адекватных и осознанных адаптивных реакций, причем адекватность этих реакций будет заключаться в более полном включении функциональных ресурсов организма в обеспечение деятельности.
Литература.
1. Каменская В.Г. Детская психология с элементами психофизиологии. – М. 2005. 2. Каменская В.Г., Статья «Адаптация» // Словник «Человек», СПб.: Питер, 2006 3. Основы физиологического здоровья. Под ред. Зусмановича Ф.Н,, Курск, 2004., -с.339 4. Солодков А.С. Физиологические основы адаптации к физическим нагрузкам. – Л.: ГАФК, 1988 г.
Подготовлено педагогом-психологом ГБДОУ детского сада № 94 Каменским Б.В.
| ||||||
| ||||||
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish» |